Фильм Евгения Пряхина «Who is Вы, ВЕЛИКИЙ ДРАКОН? История журнала». Мнения читателей, зрителей, авторов. Пламя Дракона
Представляем вашему вниманию авторский фильм Евгения Пряхина «Who is Вы, ВЕЛИКИЙ ДРАКОН? История журнала», интересную и великолепную работу с экскурсом в историю конца прошлого века и воспоминаниями некоторых авторов. Смотрите и ностальгируйте.
Журнал Великий Дракон в наши дни не раз становился поводом для воспоминаний и рецензий. И фильм Евгения Пряхина не стал исключением, и тоже сподвиг зрителя на написание текстов, и мы задумали опубликовать их здесь одним блоком в виде дополнения. Базовым материалом стала статья Юрия Павлыгина о своей истории, связанной с ВД, и мнение о просмотренном фильме. Несколько слов напишу и я, Роман Ерохин, тем более мне и сайту Великого Дракона был передан привет в финальных титрах фильма. Также свои мысли поведают и авторы Александр Дацко (Badger), Никонов Дмитрий (Lina inverse), Максим Костюков (Firefox). Остальных желающих просим в комментарии.
Юрий Павлыгин
Пламя Дракона
Давно, уже очень давно я ничего не слышал о нем – Великом, могучем и зеленом Драконе, повелителе умов школьников молодой России, что зародилась в эпоху постсоветского периода. Пятнадцать лет назад, в январе 2004 года, Дракон уснул, забравшись в свое логово. Прошли годы, и многие герои-энтузиасты приходили к пещере Дракона в надежде разбудить и раздраконить Его, но тщетно: Великий спал, свернувшись калачиком и не реагировал. Верные служители (журналисты) Дракона разбрелись кто куда, остались лишь несколько хранителей. Так бы оно, наверно, и продолжалось по сей день, и никто не вспомнил бы о Нем, если бы не одно событие. Прошлой весной к пещере дракона пришел странник, и сказал: «я хочу разбудить Великого, ибо в моей груди горит пламя, пламя, которое зажег Он, когда был молод и силен!»
Хранители посовещались и позволили путнику войти в пещеру, где спал Великий. Дракона разбудить так и не получилось, но путник нашел, чем себя занять во время ожидания - долго и кропотливо изучал скрижали местного архива, общался с хранителями, отведал чаю на пещерных травах, потом еще раз пообщался, потом ещё чаю, и ушел. И всё стало как обычно: тишина вокруг, мягкий свет факелов, отблесками освещая стены, отражается в прозрачной воде пещерного озера. Сверху, из прохладной темноты падают звонкие капли, тревожа тихую сонную гладь, да изредка похрапывает Дракон.
Спустя год путник неожиданно появился вновь и показал фильм, который снял на основе записанных рассказов. Так началась история возрождения памяти о Великом Драконе.
Я в свою очередь не мог остаться в стороне, ибо хорошо помню времена зеленой драконовой юности. Это сейчас его зеленая шкура потемнела от мха, которым поросла за годы спячки и забвения, а в середине 90-х Дракон был яркой изумрудной рептилией с горящими глазами и юным пылающим сердцем.
До просмотра фильма «Who is Вы Великий Дракон» о Евгении Пряхине я ничего не слышал. Фильм, снятый этим блоггером, оказался очень объемным, настолько объемным, что для удобства просмотра я разделил его на три части. Работа проделана огромная.
Посмотрев фильм, я списался с Романом Ерохиным и предложил ему статью, в которой помимо своих воспоминаний о знакомстве с журналом я высказал и мнение о фильме. Роман согласился. Что ж, начало положено, и как говорится: «взялся за гуж, так не говори, что не брался». И потому приступим.
Впервые журнал Великий Дракон попал ко мне в руки осенью 1998 года: это были номера 28 и 29. С журналом Денди, я знаком с 1994-го, но речь пойдет именно о его драконовом воплощении. Заказывал я эти номера почтой, на карточке с пометкой "Дракон почтой". Информацию о том как сделать заказ нашел в приложении к журналу "Крутой Геймер": эта книжечка появилась у меня месяцем раньше. Стоимость журнала при заказе составляла 15000 рублей, включая пересылку, а средняя стоимость в розничной продаже в нашем регионе (Псковская область) составляла 40000 – 75000 руб. Это я помню хорошо, так как последний журнал покупал осенью 1999-го, и стоил он именно 75000 руб.
Прежде всего отмечу, что «Великий Дракон», как и его предшественник журнал «Dendy Новая Реальность», был народным и весьма общительным изданием. Журналистов в редакцию набирали по принципу «Алло – мы ищем таланты!» Условия принятия в ряды драконовой армии обозначены в №33 на стр.79 – рубрика «Ваш вопрос – наш ответ», и вот как они звучали: «Для начала нужно прислать в редакцию описание игры, причем такой, какая еще не была описана в журнале. Если статья будет опубликована, считайте, что первый уровень игры "Как стать сотрудником редакции вы прошли "». В этом и состояла уникальность журнала: статьи писали не профессиональные журналисты, а школьники, увлекающиеся видеоиграми. Именно они на своих юношеских плечах внесли в нашу страну «пиксельное просвещение». Автору фильма удалось отыскать нескольких успешных авторов журнала, и взять у них интервью. Многих из них (Корнеева, Суслова, Отчика и Еремина) я уже видел однажды, когда у них брали интервью на встрече anooka.ru, а вот «Просто Серега» Спирин на публике появился впервые. Также приятно удивило раскрытие личности «РБШ-17М», им оказался менеджер по рекламе Василий Селезнев. На фоне остальных журналистов «Робот Боевой Шагающий» выделялся более старшим возрастом.
Интересно было послушать истории из жизни авторов о том, как они впервые прикоснулись к миру виртуальных развлечений, как заработали первые деньги на покупку приставок и игр. Наверное, каждый из нас выполнял определенные задания родителей, и в награду получал сумму на покупку приставки. Такой способ заработка хорошо знаком и мне, потому здесь мне по духу ближе «Просто Серега», нежели Суслов: торговать мороженым или заниматься другой предпринимательской деятельностью мне в те годы в голову не приходило. И у многих из нас, наверное, был такой товарищ, который выпрашивал что-то поиграть, а потом не возвращал, либо терялся в пространстве и времени. Часто бывало так, что у товарища этого и приставка своя была и деньги водились. Бывают такие безответственные люди. Что с этим сделать? – лучше выбирать круг общения, такие «товарищи», становясь взрослыми редко меняются в лучшую сторону.
На протяжении всего видео для меня оставались непонятными экзотические, местами нелепые декорации заднего фона: размалеванные краской стены, доски, лестницы-стремянки, строгий кабинет в стиле ретро… Я понял о чем идет речь, когда разговор зашел о профессиях и роде деятельности авторов: «именно это и призваны подчеркнуть данные «бэкграунды», что является неплохой задумкой автора» - подумал я.
Познакомившись с постоянными авторами журнала сам собой возник вопрос: а как же другие, те, кто тоннами слал письма в редакцию со всей страны? Удалось ли кому-то из них попасть на страницы журнала и оставить свой след в истории «Дракона?» Одним из таких желающих был и я в свое время. Несколько раз отправлял я письма в редакцию журнала, и с нетерпением ждал следующий номер с надеждой, что в рубрике «No Problem», появятся и мои описания секретов к играм. Но кто же мог подумать тогда, что неугодные сочинения сгорали в пламенном дыхании печи (речь была о тех, что были прочтены и в дальнейшем не шли в работу - прим ред). Кстати, эта рубрика была моей любимой. Помню как читал в №33 секреты прохождения Vandal Hearts – поиск ключей на секретный класс персонажа. Спустя много лет я воспользовался этим решением, когда проходил игру, и успешно прокачал своего персонажа до Vandalier.
Что же касается внештатных сотрудников Великого Дракона, здесь я провел свое небольшое расследование. Листая страницы журналов в своих поисках, я наткнулся на многочисленные статьи Александра Артеменко из г. Торжок, Тверской области. Писал Александр много, иногда даже в номере размещалось по нескольку его статей: полные прохождения Alundra (№42), Snining Force II (№49), множество других. На мой вопрос – кто он, кем являлся? – Роман мне ответил - «Очень плодовитый на статьи читатель». Некоторые из статей написаны совместно с другими авторами. Приятной неожиданностью для меня стала одна его статья по игре «Animaniacs» для «MegaDrive» опубликованная в №40. Статья написана вместе с автором под ником «Геймер – Jo-Jo», из города Великие Луки, Псковской облсти. Ё-мое - подумал я – да это же мой земляк! Парень из соседнего двора!
Поразмыслив немного, от поисков «Геймера Jo-Jo» я отказался: от автора остался лишь ник-нейм, ни настоящего имени, ни фото. Это все равно что найти иголку в стоге сена, или заветный клад, не имея при этом карты и ориентира для поисков. Да, он где-то рядом, но у кого спросить, а главное – где? А вот Артеменко был найден быстро, ему Ерохин задал несколько вопросов, и вот что поведал Александр о себе и своем участии в жизни журнала: «Помню я те времена смутновато. Там среди читателей конкурс был, мне тогда повезло и взял гран-при. После этого, кажется, и стал уже как внештатный сотрудник работать. А после школы учеба закрутила – и стало не до игр. Так и сейчас – предпочитаю сам программировать, нежели играть во что-то».
При этом вспоминаются слова Владимира Суслова, когда ему задали вопрос про игры, и он ответил, что «если бы было достаточно времени, то играл бы пока подушки на пальцах не стерлись, и желательно на берегу моря». Вот такие они разные – эти «дети Великого Дракона».
На этом я не остановился, и, продолжив поиски, среди прочих публикаций наткнулся на статью автора под ником «Warren J» из Эстонии, г. Пярну. Его статья посвящена игре «Izzy’s Quest for the olympic rings» для приставки «MegaDrive». Напечатана статья в сороковом номере «Дракона». Получается, информационное пламя Великого зацепило своими яркими искрами и ближнее зарубежье! В Прибалтике также нашлись желающие заявить о себе, и, как минимум одному из них это удалось! Новость потрясающая! Журнал был настолько популярен, что выходил за пределы России, стремился покорить Запад.
К слову, о Западе: летом 1998 года, в путешествие по Соединенным Штатам Америки отправился один из действующих журналистов Великого Дракона – Александр Казанцев, он же Eler Cant. Да, тот самый парень, который ел булки, пил «Yupi», и собирал огромные материалы по серьезным играм, на подобии Phantasy Star II (№49). В этом путешествии автостопом, Александр посетил множество интересных мест, с дальнобойщиками проехал через всю страну; изучил рынок продаж консольных и компьютерных игр; побывал в залах аркадных автоматов; общался с местным населением, такими же подростками, как и он сам. Это было первое настоящее журналистское расследование журнала зарубежом. Почему автор фильма не упомянул об этом, остается загадкой, не меньшей загадкой, чем тайна имени Самого Великого Дракона. На самом деле это давно не является тайной, и еще лет десять назад на одном из форумов, посвященных журналу, об этом писали люди совершенно посторонние, не имеющие отношения ни к журналу, ни тем более к его тайнам. елать из этого интригу спустя пятнадцать лет после официального закрытия журнала, по меньшей мере странно, а говорить, что «это, не моя тайна» - как-то несерьезно. Это уже – ничья не тайна.
Подводя итог всему, что я уже написал, хочу высказать общее впечатление о самом фильме. Автор, конечно, старался и хотел поразить зрителей объемом информации и хронометражем видео, но фильм получился затянутым, местами скучным и на одном дыхании никак не смотрится. Это все же не развлекательный ролик, а серьезный информационный материал с претензией на профессионализм. Информацию такого рода нужно скармливать зрителю по сериям. В фильме при монтаже теряется смысл некоторых диалогов, другие наоборот растянуты. Звук местами оставляет желать лучшего: каждый раз, когда в кадре появлялся Иван Отчик, мне казалось, что у меня барахлят наушники, – в правом ухе постоянно что-то щелкало. Фильм неплохой, но рассказ о драконовой истории отдаляется за разговорами и воспоминаниями - их слишком много. Почему было не дать в руки авторам журналы, чтобы они полистали и посмотрели на свои работы? Вспомнили, при каких обстоятельствах им приходила в голову мысль написать ту или иную статью.
Ну и под занавес зачем-то впихнули рекламу 3D – принтера, и падение с лестницы Сереги Спирина… Добавить нечего. Пересматривать фильм еще раз желания нет, поскольку на это может уйти целый день. Но в целом – неплохо. Если автор продолжит развиваться в этом направлении, из него может получиться хороший обозреватель. Евгений Пряхин собрал материал, на основе которого можно снять и художественный фильм о жизни авторов, в журнале и вне его, да и в целом о жизни подростков 90-х. Кино с интересным сюжетом – вот чего не хватает нашему сегодняшнему кинематографу.
Пора заканчивать, я тоже немного затянул свое повествование. В заключении скажу, что период моего детства и школьной юности – 90-е – начало 2000-х годов стал самым ярким и запоминающимся в моей жизни. Сегодня все чаще я слышу фразы: «зачем покупать диск с игрой, когда проще купить цифровую версию в «Steam»? Или: «зачем хранить макулатуру, когда проще купить или скачать цифровую версию»? Везде это слово «проще», но проще – не значит лучше. С переходом многих журналов в цифру и игровой дистрибьюции в сервисы на подобии «Steam» и «GOG», наступает бездушная «облачная» эра. Все это приведет к тому, что новым поколениям геймеров не о чем будет вспомнить. Исчезнет коллекционирование, а вместе с ним и общение. Ведь файлы не имеющие оболочки – не имеют и истории. А пламя, которое зажег «Великий Дракон» живет и по сей день. Это пламя – энтузиазма и творчества, пламя дружбы и братства, пламя памяти о нашем детстве, оно горит так ярко, что останется с нами навсегда.
Никонов Дмитрий (Lina Inverse)
Благодаря фильму «Who is Вы, ВЕЛИКИЙ ДРАКОН? История журнала» я вспомнил про те дни, когда сам часто зависал в редакции журнала Великий Дракон. Приятно было увидеть известных авторов. Жаль, что не были задействованы Валерий Поляков и Алексей Филатов. Считаю, что фильм будет полезен не только тем геймерам, кому сейчас за 30, но и молодёжи.
Моё знакомство с журналом Денди Видео-Асс началось в далёком 1993 году, когда я увидел в киоске Союзпечать восьмой номер этого журнала, где на обложке красовалась морда T-Rex'а. Чуть позже приобрёл номер 7, более ранние брать не стал, они не впечатлили меня. 1995 год для меня был интересен в следующем плане. Тогда на прилавках я увидел сразу два 18 номера Денди , 19 номер Великого Дракона и 19 номер Денди с наркоманской обложкой. Когда я увидел в Великом Драконе знакомые псевдонимы и имена сотрудников, то решил купить именно его, а в придачу ещё и два 18 номера Денди. В саму редакцию я впервые попал в 1997 году. В 32 номере была статья Ханты - Japananimation: вчера, сегодня, завтра. Я тогда решил съездить в гости к Ханте, но в редакции меня встретил только один человек - Леонид Потапов. Он провёл мне небольшую экскурсию по редакции, я купил несколько номеров и отправился домой. В следующий раз я съездил в редакцию удачно. Тогда мне удалось пообщаться с Валерием Поляковым, Алексеем Филатовым, Зоей Жариковой, Хантой и Агентом Купером. В том же 1997 году я познакомился с Иваном Отчиком, какое-то время я через него отдавал свои рисунки в журнал. Первые рисунки опубликовали в 36 номере. Потом я начал сам уже отвозить рисунки в журнал. Их периодически печатали. С 1997 по 2001 год я часто проводил время в редакции.
Видел там много авторов: Агента Купера, Лорда Ханту, Илью Фабричникова, Ивана Отчика, Романа Ерохина, Eler Cant'a, Mac Fank'a, C.J.C, Огненного лиса, Раптора, Томбу и других. В 2001 году Валерий Владимирович Поляков предложил мне написать что-нибудь. Он меня знал уже почти 4 года. Он мне сказал, что хватит рисунки привозить, пора и статьи писать. Первым блином оказался Ринг между играми Horned Owl и Elemental Gearbolt. Эту статейку я писал вместе с Fam (Shinji, он Wind Elf). С 55 номера меня уже записали в авторский коллектив журнала. В дальнейшем я начал писать статьи про игры, иногда мне компанию составляла моя подруга Амелия. Я в своих статьях старался публиковать, как свои рисунки, так и чужие. Но это не всегда получалось. Очень многое зависело от объёма текста и скриншотов. Для игровых статей к первой PSX я делал скриншоты на редакционной PlayStation, а вот с PS2 было сложнее. Возить её в редакцию не хотелось. В домашних условиях я записывал игру на видеокассету, потом ехал в редакцию, и с неё делал скриншоты. В журнале видно, что в статьях к Primal и Medal of Honor качество скриншотов оставляет желать лучшего. Интернета у меня тогда ещё не было. Интернетом я обзавёлся только в октябре-ноябре 2002 года. Покупал карточки от Корбины на 60 минут. В целом, Великий Дракон оказал на меня большое влияние. Я вырос на этом журнале.
Максим Костюков (Firefox)
Отличный фильм про наш любимый журнал "Великий Дракон". Я не думал, что он будет таким длинным. Но ведь действительно было что рассказать. Вспоминаю, как всё начиналось. В начале 90-х мне попадались журналы "Видео-Асс Экспресс", в которых рассказывалось о видеофильмах и знаменитых киноактёрах. Я даже ездил в саму редакцию, приобрести номера этого журнала. Потом из-за загруженности, после основной работы, подработки и учёбы на экономиста, было не до увлечений. Затем экономическая ситуация немного улучшилась. Увидел рекламу от Стиплера "Денди, денди, мы все любим денди". Идея приобрести младшему брату китайскую дешёвую версию этой Денди оказалась не очень. Мало того, что адаптер игровой приставки грелся настолько сильно, что каждый час делали получасовой перерыв, чтобы остудить, так ещё и сама консоль не проработала и месяца. После получения очередной своей зарплаты приобрёл более дорогую, зато с нормальной длиной шнуров у геймпадов стиплеровскую Денди-Junior.
На рынках часто попадались торговые точки с игровыми картриджами для приставки. И тут мне попался в киоске журнал со знакомым, и в то же время немного другим названием. "Видео-Асс Денди. Новая реальность."
Я пропустил появление в киосках первых номеров. Но я помнил адрес редакции, съездил и приобрёл недостающие журналы. Почитав, я узнал, что в редакции принимают описания игр от читателей. Мы с братом сделали описание видеоигры "Castlevania" для восьмибитной консоли Денди. И в редакции почитали это описание, написанное моим корявым, но относительно разборчивым почерком. Представьте мою и моего брата радость, когда, хоть и чуть ошибившись при написании нашей фамилии, но опубликовали наше описание в журнале. Максим и Михаил Костиковы (правильно будет Костюковы).
Через некоторое время я сменил работу, и стал заниматься у частника продажей видеоигр и игровых консолей. Одной из самых популярных в середине 90-х видеоигр стал знаменитый "Mortal Kombat 2". Я, мой брат и наши друзья часто сидели в моей комнате за игровой консолью "SEGA MegaDrive 2". Разумеется, играли и в другие видеоигры, но в эту игру намного чаще. Через некоторое время вышла третья часть этого файтинга. И вот тут я опять заскочил в редакцию Видео-Асс, где пересёкся с "Агентом Купером" (Валерий Корнеев), который строго по секрету передал мне полную инфу по этому файтингу. Он сделал подробное описание игры для готовящегося в выход нового номера журнала. Я снова зачастил в редакцию, и познакомился со всем коллективом. Я был в восторге, так как журнал был практически "фэнский", описания и статьи делали такие же как я обычные геймеры. Разумеется, этот журнал о видеоиграх появился благодаря стараниям главного редактора "Видео-Асс" Владимира Борева, с которым мне повезло пересечься ещё тогда, когда я ездил для покупки "Видео-Асс Экспресс". Но без трёх замечательных людей, возможно, этот журнал о видеоиграх не стал бы настолько знаменитым. Валерий Поляков, главный редактор "Видео-Асс Денди Новая Реальность", Алексей Филатов, который занимался компьютерной вёрсткой журнала, и Зоя Жарикова, художник. С ними, а также с юными авторами статей, мне повезло подружиться. Атмосфера в редакции была очень дружеская и творческая. Помощь приветствовалась, я часто помогал при снятии скриншотов из игр, и давал на время видеоигры из запаса нашего магазина видеоигр. Так как основной ассортимент шёл из Китая, многие игры на рынках появлялись намного раньше, нежели в фирменных магазинах "Стиплер", Также я делал описания и рецензии понравившихся мне видеоигр ("Firefox", впоследствии мой ник сменился на "Огненный Лис"). Я был удивлён, когда мне впервые пришлось расписаться в ведомости, и мне выплатили определённую денежную сумму. Теперь мои труды не только печатались в любимом журнале, но и оплачивались. А одно из моих описаний получило первое место по итогам года. За это я был премирован классным аксессуаром для игровой консоли Sony Playstation, световым пистолетом с педалью перезаряда. К сожалению, этот приз я не сохранил, кому-то отдал впоследствии. А спустя ещё сколько-то времени я с радостью увидел себя в списке сотрудников редакции журнала.
С какими чувствами смотрю сейчас этот фильм "Who is Вы, ВЕЛИКИЙ ДРАКОН, История журнала". Ерёмина Романа "Джимовича" узнал сразу. Приятно удивился, узрев Валерия "Агента Купера" Корнеева, всё та же улыбка. А остальных при встрече в реале наверно не узнал бы. Как-никак столько лет прошло, а я помню их совсем юными парнишками. Кстати, именно "Lord Hanta" Алексей Пожарский и Валерий Корнеев подсадили меня на аниме.
Письма, которые присылали в редакцию читатели, видел вживую. Я ещё никак не мог понять, когда всю эту кучу успевали прочесть. А иногда редакция получала целые посылки. С видеокассетами, на которых были прохождения видеоигр, с рисунками читателей, с секретами для видеоигр.
А вот то, что большущий поклонник ёжика Соника и червячка Джима Ерёмин Роман не поклонник игровых консолей, узнал с большущим удивлением из фильма. Однако...
Комикс Купера "Динозавр, который ел торпеды" я обожал, а комикс "Мортал Комбат" похвалил. Всё ждал, когда Корнеев придумает продолжение. Понравилась прорисовка в комиксе. Признание Валерия о перерисовке с чужих трудов повеселило. Ай-яй-яй... Ну что ж, не будем лупить Корнеева тапочком, за прочие заслуги прощаем. Как-никак один из любимейших авторов, наряду с Ильёй "Duck Wader" Фабричниковым и Алексеем Пожарским.
Александр Дацко (Badger)
Моё знакомство с Великим Драконом началось или в конце 1994 или начале 95-го. Увидел тогда обложку N19 со знаменитым мехом из Battletech и всё. Денег тогда личных не было, а стоил он (врезалось в память до сих пор) тогдашних 15000 рублей. Ну и начал выклянчивать деньги у родителей. Через какое-то время цели добился и журнал оказался в руках. Ну то что тогда его изучил вдоль и поперёк - это ещё слабо сказать. К тому же после приобретения журнала, желание заиметь личную приставку взлетело на несколько порядков. Хотя и до этого оно присутствовало из-за игр в игровом зале и Денди друга иногда заносимую им к нам домой, а также ТВ передач. Реализовалось супер желание через год. Всё так совпало, что на день рождения собралось больше финансов от родственников, чем обычно. Хватило на Денди в фирменном магазине и два картриджа (Супер Марио и многоигровку Робокоп 3, Урбан Страйк, Супер Контра и ещё что-то). Правда потом два раза приходилось по гарантии обменять консоль (сгорала), а вот последняя самая рабочая до сих пор в шкафу лежит с несколькими картриджами. Если кто их и выкинет, то только не я. :)
Времена были тяжёлые и серые, хотя из-за таких цветных моментов приятная ностальгия всплывает. А данный фильм эти ностальгические чувства конечно же затронул и всяких интересностей о редакции поведал. Автору благодарность за проделанную работу, да и всем участвовавшим пожизненная уважуха за то, что они делали для геймеров того времени.
P.S. Хотя вот этот мой первый 19 номер ВД, к сожалению, не сохранился. Точно и не помню уже каким образом он исчез.
Роман Ерохин
"Меня звали сниматься, но я отказал" - сейчас достаточно выгодная и интересная фраза с моей стороны. И зачастую воспроизводит в некоторых умах "он обиделся" или "завидует", а на деле просто красиво интригует, сразу раскрывает много красок в разнообразии мотивов и причин. Конфликт - очень ценная вещь в любом хорошем сюжете. И чем лучше конфликт проработан, тем интереснее будет наблюдателю.
Про дракон что-либо рассказывать у меня интерес пропал давно. Точнее, не совсем пропал, а возник как правило, как блок, как желание - путь будет долгая тишина, пусть всё позабудется до поры, до времени. И очень давно у меня нет желания рассказывать истории о том, как я познакомился с журналом Великий Дракон, как туда попал, что и как было впоследствии - просто это всё в древние времена уже написано (и не только мной там воспоминания писались) и любой желающий может это нагуглить (например цикл статей "Как мы познакомились с журналом Великий Дракон", или следующий "Как я стал автором журнала Великий Дракон", или "Роман Ерохин и образ Великого Дракона"). Отчасти это тоже является причиной моего нежелания что-либо повторять или пересказывать на камеру, кто бы как меня не переубеждал. Возможно, что все те ранее изложенные мысли стоит подредактировать, подправить ошибки, обновить, что-то добавить, ведь писалось всё спонтанно и быстро, но каждому овощу своё время.
И конечно нет никакого смысла размышлять на тему "что там с драконом и когда выйдет 66-й номер?"... кстати, в момент написания этого материала у меня была включена на ютубе прямая трансляция, в которой удивительным образом заговорили о драконе. Не мог не записать эту странность. Символично.
Дракон "помэр". Да. Ха-ха. Конечно он умер, если вырывать фразы из контекста. И конечно для кого-то Дракон действительно умер. Для меня же - нет. Как выше в самом начале сказал Юрий Павлыгин - Дракон заснул. И то верно. А ещё время у Великого Дракона (или в пещере дракона, что логичнее) проистекает медленнее, чем у нас. Да и живут драконы тысячелетия, куда нам до их восприятия жизни.
Дракон спит, конечно спит, но живёт и будет жить, а мы это наблюдаем и будем наблюдать. Да, нет печатного журнала, но то просто побочный эффект сегодняшнего времени. Нет вообще уже никаких журналов, этот самый интернет и современные гаджеты благополучно закопали весь рынок массовой печатной периодики, качественный сделав совсем макро и камерным, а на виду в палатках "пресса" оставив только какой-то непонятно как существующий ни на что не годный трэш.
Раньше в редких интервью и высказываниях некоторых авторов ВД постоянно слышал нотки - нужно Дракон возрождать или не нужно... И у меня сразу что-то резонирует в голове, когда слышу "не нужно" из уст тех, кто хотел какое-то время назад осуществить выпуск "своего Дракона" и не раз говорили об этом. Уже двоих таких флюгеров знаю. Но мир уже другой и время бумаги прошло, это факт, и мечтать о продолжении журнальной истории можно бесконечно, даже если речь о неком "финальном" выпуске, что тоже некоторые товарищи хотели сделать. Но нет никакого резона в "последнем" номере для трёх десятков особо ностальгирующих готовых отдать за него денюшку фанатов. Это не более чем фан. Лично у нас ситуация остановилась на том, что пока нет ресурсов и возможностей, а также общей благоприятной атмосферы встать на постоянный выпуск, - дракон предпочитает спать. Но конечно мы будем всегда на виду. Пока живы хранители, ничто в небытие не исчезнет.
Поэтому, в каком бы состоянии не пребывал бы дракон - есть мы, есть многие последователи, есть память многих тех, кто Великого Дракона помнит и любит. И вот один из них сделал то, что в таком качестве, объёме и формате никто ещё не делал - снял фильм «Who is Вы, ВЕЛИКИЙ ДРАКОН? История журнала».
Евгений ко мне обратился ровно год назад. Он мне прислал письмо, изложил идею, предложил сняться, а я тогда ответил достаточно просто, привожу этот комментарий полностью без купюр: "Всё и всех воедино - хорошее дело. Но что-то мне подсказывает, что самых редких в медийном плане лиц тебе привлечь не удастся, а на одних Суслове, Еремине, Корнееве и Отчике (которые с большой вероятностью согласятся) и их тщеславии далеко не уедешь. Я пока не буду давать ответ, но пока скорее нет, чем да".
Вот так кардинально. Впоследствии я ещё развил мысль, что в фильме о журнале должны быть те главные лица, кто делал журнал: главный редактор Валерий Поляков, верстальщик Алексей Филатов, а из топовых мало мелькающих авторов Алексей Пожарский (Лорд Ханта), а иначе это не фильм о Великом Драконе, а междусобойчик четырёх авторов с амнезией, что мы уже видели несколько лет назад на одном из видео с одного мероприятия. И что мне в том видео, помимо многих приятных вещей, оставило неприятный осадок, что рассуждают ребята уже почти ничего не помня, зато хорошо помнят "Поляков отвергал, Поляков не позволял", хотя Поляков был в то время абсолютно прав и те нововведения, которые им пропускались (как неожиданно) и о которых авторы не говорят, набивали Великому Дракону шишки, снижали покупаемость этих номеров и тд. И из-за нежелания видеть такое дежавю того же самого и той же амнезии, я до конца в успех, а точнее в качественное воплощение фильма не верил. Но Евгений подошел к делу более чем серьёзно и действительно многим приятно удивил. Даже уровень сьемок получился выше ожидаемого. Был особый подход к локациям, привлечены помощники. И пусть где-то получилось просто, где-то проблемно, но ведь с желанием сделать хорошо! И конечно получилось так, как автор видел, и негоже за такой взгляд винить, хотя покритиковать, мне думается, будет полезным.
По итогам и после пары просмотров я попытался поразмыслить, а чем и где бы я своим участием улучшил данную работу... Ну, серьезно - плюс-минус, и было бы ещё дольше и зануднее, отвечал бы на те же вопросы... нет, лучше так, как получилось.
Фильм во многом спорный. Он ограничен только частью авторов и только начальной историей. И это надо понимать. Но получилось ли у Евгения Пряхина снять хороший фильм о Великом Драконе? Получилось ли у участников рассказать на камеру что-то интересное и связное? Оставит ли эта трёхчасовая работа след в истории? И да и нет. При скромных частных возможностях и при обычном блогерском стремлении работа сделана на отличном уровне даже несмотря на непостоянство в качестве с картинкой, цветокором, звуком... А начало так вообще вышло прекрасным. И вступление, и анимированная заставка с журналами - превосходно! Это доставило мне неописуемое удовольствие и появились искорки в глазах. Отличная работа сделавшего анимацию Ивана Глобина.
Или монтаж... Разве можно что-то плохое тут сказать про монтаж? Всё очень близко к профессиональному. Тут, правда, я имею в виду не те моменты, где местами мысли ребят обрываются, где нелогичные склейки, нарушающие предыдущие рассказы, и что в целом воспринимается как неправильно составленный перемешанный пазл. Я скорее о техническом.
Или про сюжет, про рассказанную Евгением общую историю? Наверное можно где-то придраться, но именно здесь всё максимально интересно, профессионально, и это не только приятно, это вызывает уважение, почтение и пожелание заниматься подобным дальше.
Безумно приятно было увидеть знакомые, но давно не виденные лица. А некоторые то я бы никогда в жизни не узнал бы. Василий Селезнёв изменился так, что я долго подбирал с пола челюсть. Но эта его улыбка мне знакома - та самая. А некоторые авторы наоборот очень узнаваемы и словно не изменились вообще, просто прибавили два десятка лет.
Самым плохим в фильме оказалось то, что Евгений стал заложником отснятого материала. Его было слишком много и эти съемки являлись в основном статикой без действия. Это крайне сложный материал и даже если подражать стилю Дудя и фильму о MTV, непродуманной статикой сложно долго держать интерес, для этого должно быть интересно происходящее на экране, должен быть интересен интервьюер и его поведение, харизма, ум, вопросы, диалог, ответ... Должно быть развитие, нагнетание, смысл в сказанном и взаимодействие с дальнейшими сценами. А многого мы не видели, многие вопросы можно счесть странными или отсутствующими, а ответы и рассказы... часто обрывистыми, хаотичными. Человек не из тусовки или не в теме такое бы слушать три часа не стал. Поэтому ситуацию мог спасти и спас сценарий, авторский рассказ, который стержнем шел через весь фильм, что и вытягивает его, на мой взгляд.
Евгений составлял сценарий, прописывал интересную историю о девяностых, иллюстрировал её ретро кадрами и то всё совершенно замечательно (я бы даже предпочёл именно исторического материала больше, чем сидящих на стуле говорящих голов), но по другую сторону монтажного стола было ещё и интервью - многие часы интервью, где много лишнего, много плохо стыкуемого и это надо было резать и как-то совмещать, менять местами и решать оставить ли или же долой в корзину. Насколько я понял из одного стрима, на монтажке получился суммарно аж десятичасовой материал и Евгений пошел по пути сокращения - порезал до пяти часов, потом ещё и ещё, пока не получилось три часа, из которых что-то убрать уже рука не поднимается. Разделять же десять "грязных" часов на части, как и финальные три часа на серии не было смысла, тут автор поступил абсолютно правильно подав всё одним фильмом, хоть и получилось немного затянуто. Можно ли было ещё что-то сокращать? Да, наверняка. Уже на половине фильма, после полутора часов просмотра, у меня пробежала мысль "вот тут бы завершить и было бы замечательно". Или, например, в одном моменте мне было странно слышать перечисление имён сначала одним участником, потом почти то же самое вторым, потом третьим... я бы оставил одного, но поскольку идея была в ответах на один и тот же вопрос всеми, то получилось в рамках концепции и ладно.
Ещё мне показался странным всплывающий в некоторых разговорах негатив. Вероятно, что всё так само получилось, но моменты про конфликты, конкуренцию, плохие мнения о коллегах, претензии или оправдания мне показались лишними, хоть там и не было ничего резкого и некоторые моменты были в целом интересны, но они абсолютно не отражали то, как воспринималось всё тогда на самом деле, и понижали уровень тактичности фильма, опускали позитивный дух фильма. Да, как я намекал в самом начале, конфликт в истории это очень хорошо, но конфликт всё же другой. Вот очень странноватым показался блок про общие воспоминания о Илье Фабричникове, припоминание его высокомерия. И главное - без самого Фабричникова. И даже без упоминания, что этот человек вполне даже выбился в люди, как и завещала Зоя Жарикова, он директор коммуникационного агентства. При этом при наличии Корнеева было странно слышать о чьём-то другом высокомерии, ибо Валерий "Агент Купер" Корнеев сам будучи топовым автором и в силу своего характера порой вёл себя надменно (и прозвище "надменный" и в жизни и в комик-стрипах в СИ у Валеры не на пустом месте образовалось) и некоторые молодые авторы это хорошо ощущали. В общем, однобокая позиция в документалистике всегда признак неприятно пахнущий... да и вообще обсуждать коллегу вот так, по сути за глаза, это конечно очень современно и по-ютубовски, но вообще это по-бабски. Ладно, поехали дальше. Вот вроде не такой и большой кусок своего эфирного времени Валерий Корнеев посвятил оправданию своих грехов, подлогов, "беды" с японским проектом, но по итогам сложилось впечатление, что только оправданиями всё время Валера и занимался. Лично я явно не это бы хотел видеть в историческом фильме о ВД. И примерно в ту же степь был блок о том, что авторы (именно в множественном числе) публиковали чужие статьи под своим именем, и реакция Василия Селезнева полная непоняток, как бы отлично намекающая, что вопрос идиотский. Кстати говоря, в то время мы вообще об инциденте с комиксом не слышали. Когда появился интернет, некоторые стали заниматься переводами зарубежных материалов и это было базой для собственных статей - вот это было известно. И тогда с какого-то момента пошла лень проходить игры самостоятельно, ибо это было очень долго, а подсмотреть за бугром и написать по мотивам быстрее. Но то было во второй половине жизни журнала, которую фильм почти и не коснулся. А чтобы тупо брать и воровать или перерисовывать один в один комиксы и выдавать за свои, то тут Корнеев был, как я думаю, единственным. Причём он не палился и никто его не палил, никто или почти никто ничего не знал. Я и сам про этот факт услышал относительно недавно. И даже только несколько лет назад услышал о том, что то же самое он делал с лого рубрики "мир аниме" (там где анимешные картинки внутри букв), слизав стиль один в один с зарубежного журнала. И тут можно констатировать, что это было не один и не два раза, почти всегда это было нормой творчества Корнеева - найти где-то то, что нравится, и сделать на этой основе своё. И то называется заимствование, что в художественном направлении уже чуть ли не норма. Но эта норма однажды перешла и в собственные рисунки, собственные работы, собственные комик-стрипы, и поднимать эту негативную нотку в фильме, пусть даже ему и хочется оправдываться и извиняться с улыбкой "мне стыдно, но видите как мне пофиг"... эх, лучше бы без этого.
Или вот попроще и из другой оперы самоунижения, начало блока "интервью" с первым участником Ромой Ерёминым, он говорит: "Это 90-ё годы, досуга как такового не было, т.е. у тебя был выбор сидеть в подъезде с пивасом, или, кому посчастливилось, с приставочками, компьютерами"... у меня тут сразу фейспалм и сожаление, потому что зачастую всё дело в родителях таких детей. Лично у меня был выбор, были кружки, студии, всегда куда-то ходил, чем-то занимался, хотя время было действительно непростое и многое досуговое, существовавшее бесплатно при СССР, в новых перестроечных реалиях и правда приказало долго жить. Но были и дома культуры и опять же всё дело в родителях.
Но ладно. Всё замечательно.
Я немножко продолжу в стиле художественного повествования из статьи выше, так как она чуть-чуть стала топливом для включения режима "а напиши ка и ты что-нибудь"...
Кажется, пока странник ходил по пещере дракона и беседовал с хранителями (а он же ходил с факелом, зажженным от иногда вырывающегося из пасти спящего дракона пламени), в пещере стало значительно теплее. И такого глобального потепления не было в пещере десятилетия. И надо понимать, что пусть Великий Дракон в какой-то мере существо волшебное, но всё же рептилия, а в теплых условиях они обычно просыпаются...
Вообще секрет спящего дракона лично мной давно уже подмечен и вывод вполне очевиден: да, пламя дракона в каждом из нас, но все разбрелись и одного-двух-трёх нас недостаточно, чтобы своим внутренним пламенем спящего дракона разбудить. Но собравшись вместе, собрав вместе свои горящие огоньки, мы легко создали бы огромный костёр, от которого дракон вышел бы из мира снов. Да, в наши дни все единоличники, и полны безразличия, а иногда и желчи... но благодаря таким как Юрий Павлыгин и Евгений Пряхин, да и многим нашим авторам, небольшие огоньки вдруг нет-нет да и разгораются в знатный огонь... Пламя то конечно погорит и потухнет, таковы законы энтузиазма и реалий, но, как в древние времена, если этот огонь стараться поддерживать и хранить, и кто-то всегда будет у очага, то всё будет хорошо.
P.S. Спасибо Евгению Пряхину за проделанную работу! Лучшего ещё никто о Великом Драконе не снимал. Спасибо и всем, кто здесь написал пару строк.
P.P.S. А мне финальная вишенка про тайну "Who is Вы, ВЕЛИКИЙ ДРАКОН?" очень понравилась. Это просто в духе дракона. Это простая интрига, которая приятна и напоминает о многом. Такая интрига была в журнале, авторы это чтут, так и должно быть. Идеально.